Android воистину фантастическая платформа для разработчика. Судите сами: исходный код android открыт, все инструменты разработки бесплатны, вы можете использовать их на любой операционной системе, Android хорошо документирован, процесс распространения и продажи приложений очень прост и хорошо описан. С момента выхода на рынок в 2008 году Android проделал большой путь. Сегодня вы можете пользоваться различными IDE для написания своих программ, но с недавнего времени единственной поддерживаемой Google средой является Android Studio, которая в свою очередь базируется на IntelliJ IDE. Android Studio делает многое для упрощения жизни разработчика, однако даже очень продвинутая IDE не способна заменить программисту голову, и в нашем коде по прежнему встречаются баги. В этой статье будут указаны наиболее характерные ошибки Android разработчиков. Конечно, наиболее часто они встречаются в коде новичков, однако и опытные программисты иногда встречаются с этими граблями.
Android и iOS активно конкурируют на рынке мобильных операционных систем. Многие разработчики пришли в Android из мира Apple. Не удивительно, что оказавшись в новой среде они пытаются использовать свой предыдущий опыт. Android и iOS имеют много общего, однако некоторые интерфейсные решения для них сильно отличается. Поэтому прежде чем начать разрабатывать Android приложения было бы неплохо ознакомиться с "Android design guidelines". Это поможет Вам понять экосистему Android, и вы не напугаете своих пользователей "нелогичным" интерфейсом.
Интенты - это одна из ключевых идей системы Android. С их помощью можно запросить данные или выполнение действий от других компонентов системы. Причем, вы можете обратиться как к частям собственной программы, так и к внешнему приложению. Современные программы многофункциональны, и вместо того, чтобы повторно изобретать велосипед и интегрировать его в свое приложение, можно через Android обратиться к другим, специально заточенным под решение требуемой задачи приложениям. Например, если вам нужно выбрать контакт пользователя, то длинный путь состоит в обращении к базе данных телефона, выгрузке этих данных в ListView, реализации логики выбора контакта в ListView. Опытный разработчик вряд ли будет городить все это, а с помощью Intent обратиться к книге контактов Android. Существует огромное количество задач, которые могут быть решены с помощью интентов: получение картинок и видео с камеры, проигрывание видео, установка напоминаний и будильника и многое другое. Просто и красиво.
В стародавние времена, еще до Honeycomb, Android приложения строились только на базе активити и сервисов. Это доставляло массу неудобств при написании программ, которые должны были работать как при альбомной, так и при книжной ориентации устройства. Ночи, проведенные за отладкой и адаптацией макетов не редко заканчивались убитыми об стену устройствами, а ремонт планшетов и телефонов не самое дешевое дело. Внесение в API концепции фрагментов существенно улучшило ситуацию. Фрагмент - это мини активити, которая может быть встроена в обычную активити. Причем можно встроить в активити сразу несколько фрагментов. Это позволяет писать более элегантный код, отрабатывающий изменение ориентации устройства.
Пожалуй самой обсуждаемой в среде программистов проблемой Android OS является ее фрагментация. На рынке одновременно присутствует большое количество устройств, работающих под различными версиями операционной системы. Каждая версия имеет собственный API. Начинающие разработчики очень часто ориентируются на последнюю версию операционной системы, отсекая тем самым огромный кусок рынка. Опытные программисты ориентируются на более старые версии и используют для обратной совместимости "Android Support Library". На самом деле, нет никакой реальной необходимости писать под очень старые устройства. Например, ориентация на Ice Cream Sandwich позволяет покрыть 95% находящихся на рынке устройств.
Фрагментация проявляется и в том, что при разработке приложений программист вынужден учитывать, что его приложение будет запускаться на устройствах с различным разрешением и размером экранов. Попыткой решения этой проблемы было привязывание всех размеров к dp и sp. Тем не менее, при написании Android приложения разработчик должен постоянно переключаться между различными типами экранов, чтобы удостовериться, что его программа нормально отображается. Новички обычно забывают про это и тестируют свой софт на одном-двух телефонах. Это неправильно.
При запуске любого приложения Android создает поток выполнения, называемый главным потоком или UI потоком. В этом потоке обрабатываются события щелчка по экрану, рисование и обновление экрана. По умолчанию весь код выполняется именно в этом потоке. Это может вызвать проблему - если у вас выполняется какая-нибудь долгая операция внутри UI потока, то приложение будет "подвисать". Особенно это актуально для приложений, взаимодействующих с сетью. В новых версиях Android работу с сетью запрещено осуществлять из основного потока, но остается целый ряд потенциально "тяжелых" задач, которые могут подвесить ваше приложение. Примером таких задач служат загрузка изображений, чтение/запись в файл или базу данных, сложные вычисления. Выходом может стать помещение этих задач в отдельные потоки. Приведенный ниже код иллюстрирует загрузку изображения и отображение ее в ImageView. Опытные разработчики никогда не позволяют своим приложениям подвисать. Если вам не знакома эта тема, рекомендую почитать об AsyncTask и использовании ProgressBar.
Android Developer website - очень хороший ресурс, содержащий массу полезной информации для Android разработчиков. Документация, уроки, спецификации, обзор лучших решений - все это можно найти на Android Developer website. Если Вы всерьез собираетесь заняться программированием под Android - этот сайт должен быть у Вас в закладках. Начинающим разработчикам можно также рекомендовать StackOverflow - online сообщество, где можно задать вопрос и получить на него квалифицированный ответ. Начинающий программист с почти стопроцентной вероятностью найдет здесь ответ на мучающий его вопрос.
При разработке макетов экранов своих программ (layouts) начинающие разработчики почему-то полагают, что использование базовых layout структур автоматически гарантирует создание эффективных и оптимизированных макетов. На самом деле, каждый виджет и layout, добавленный в приложение увеличивает время отрисовки экрана. В частности, использование параметра layout_weight - довольно дорогое в плане затрат времени удовольствие. Гораздо эффективнее использовать RelativeLayout и выстраивать виджеты по отношению друг к другу. С другой стороны, использование вложенных друг в друга layout-ов тоже очень накладно с точки зрения расхода времени.
Графика является одним из самых больших кусков современных приложений. Прежде чем попасть на экран картинка должна быть загружена в память. Новички часто сталкиваются с OutOfMemoryError, когда пытаются загрузить коллекцию изображений. Например, загрузка картинки 2448x3264 ARGB_8888 потребует 4 * 2448 * 3264 байт памяти (около 30 Мб). Если вы потом собираетесь использовать эту картинку для отображения через ImageView размером 200x200, то на самом деле вам нужно всего 4*200*200 байт (около 160Кб). Довольно расточительно тратить 32Мб, когда действительно используется только 160Кб. При загрузке изображений опытные разработчики используют Bitmap.createScaledBitmap(). Кроме того, не стоит загружать картинки в основном потоке.
Эту ошибку делают все, кто впервые сталкивается с мобильной разработкой. Новички считают мобильные приложения простыми программами, для написания которых хватит выходных. Это заблуждение очень далеко от реальности. Разработка android программ ничем не отличается от написания любого другого софта. Вам также понадобится разрабатывать спецификации, планировать свое время, наладить багтрекинг и серьезно готовиться к релизу.
Разработка для Android очень увлекательное занятие (или тяжелая работа, кому как нравится). Рассмотренные ошибки это лишь небольшой список граблей, которые затаились в ожидании неопытного android разработчика. Наверняка вы тоже сталкивались с ошибками, не попавшими в этот список. Поделитесь опытом.
Источник: Top rookie Android developer mistakes
Александр Ледков
17 сентября 2015